Надо играть с детьми в полезнейшую философскую игру. Прочитали сказку или историю, посмотрели сцену фильма или пьесы, увидели случай, построили домик и дорогу… Задайте вопрос, дайте задание.

Найди выход.

Всегда спрашивайте об этом. Можно найти выход? Где он?

Выход из домика, если дверь откажется заперта. Выход из лабиринта на картинке. Выход из затруднительного положения, в котором оказался герой сказки. Выход из тупика, если на дороге возникло непреодолимое препятствие.

Выход, если волк ломится в дом или на дороге караулит. Выход, если нужно добыть припасы. Выход, если попали в неприятность. Выход, если отношения стали пугать и тяготить. Выход, если принуждают к чему-то под видом просьбы…

Выход к жизни.

И в любом помещении учите искать выход. Иногда он не там, где вход. Есть запасные выходы. А можно придумать свой.

И в любой трудной или запутанной ситуации учите искать выход.

Залезть или попасть куда-то всегда можно. Но надо заранее искать выход. Учиться его искать.

«Как бы ты поступил?», - спросите ребёнка и внимательно выслушайте. И внесите коррективы, подсказки, похвалите за смекалку.

И себя приучите играть в эту философскую игру. Задайте себе эти же вопросы. Где выход? И как бы вы поступили?

Когда ищешь выход - это тренировка. Она пригодится всегда. Это навык.

И это понимание: выход есть. Чаще всего есть. Но его надо искать сразу и самостоятельно. Думать, замечать, делать выбор и принимать решения. Чтобы спастись, если нужно. И спасти других.

Выход находят через деятельное отношение к ситуации. Через умственные и физические действия. И привычку искать выход надо развивать с детства этой полезной философской игрой…

Анна Кирьянова