Большее количество эпизодов увольнения менее патологичны: у вас есть ресурсы, вы витальны и конструктивны, но в чем-то старая семья перестала вас удовлетворять. Мало платят, далеко ездить, достигнут предел вашего роста. Но вот на старом и знакомом месте вас знают, личные отношения сложились, есть «враги» и «друзья». Вот в таких внешних условиях и происходит здоровое увольнение. Разделим его на два типа — вертикальное и горизонтальное. Во втором случае вы ищете более высокую позицию в другой компании. В первом — аналогичную вашей должность в совокупности с лучшими условиями для рабочей жизни: большей зарплатой, перспективами, чистым современным офисом, кому что привлекательнее.

Следует помнить о правиле двух недель: после подачи заявления нужно работать еще две недели на прежнем месте. За это время вы успеваете подготовить к сдаче дела, обучить преемника, уйти по-хорошему. В правильной компании вас обязательно спросят о причинах вашего решения — тут не следует притворяться, лучше рассказать все как есть. Искренность в разумных пределах — способ сохранить хорошие отношения с руководством и прежней семьей. Мало ли что — иногда люди возвращаются, как бумеранги, принеся новый опыт в прежнюю компанию.

Многие фронтовые позиции, например по работе с клиентами, приводят к тому, что вы за время работы обрастаете не только опытом, но и людскими связями: базы данных всегда принадлежат компании, но все контакты, что вы наработали за свой срок, принадлежат (?) именно вам и добавляют вам как специалисту ценность на том рынке, на котором вы работали. Особенно если вы создали себе хорошую репутацию в глазах своих клиентов. База компании — дело святое. Если вы ее «уволите» вместе с собой, рано или поздно все выяснится и вас будут ожидать неприятности: от судебных преследований до банальной разборки. До сообщения о своем увольнении желательно забрать вашу собственную информацию с рабочих компьютеров: служба безопасности может отключить USB-порты сразу, как только вы сообщите о своем решении.

Одна из причин увольнения — невозможность простроить отношения с руководителем или с коллегами. Тут для здоровья важно понять, почему так происходит. Как правило, непоправимыми бывают так называемые ценностные конфликты, когда глубинные или декларируемые жизненные принципы, по которым живет компания или ваше руководство, вам не по душе. Сейчас в приоритетах россиян, по одному из исследований ФОМ 2007 года, материальное благополучие находится на третьем месте, и вторым местом его опережает самореализация в работе. Большинство людей стремятся работать там, где комфортнее и лучше, интереснее и перспективнее, а не там, где можно получить больше денег. Соответственно, лидерские компании, в которых главная корпоративная ценность — успех, вроде бы должны проигрывать тем фирмам, которые чтут лайф-воркбэлэнс. Но лидерских компаний не так уж и много, и людей, любящих трудовые соревнования и подвиги, для них хватает.

В том, что ваши ценности не соответствуют культуре той компании, из которой вы сейчас увольняетесь, никто, кроме вас, не виноват: при трудоустройстве нужно было знакомиться с работодателем и его сотрудниками тщательнее. Ценности компании вряд ли подлежат изменению, поэтому чем раньше вы уволитесь из той семьи, в которой вам не по себе, тем лучше. Даже если вы проработали полтора месяца. Другой случай — если вы пассионарны(1), занимаете высокий пост и готовы совершить культурную революцию без отрыва от производства.

Насчет вашего поведения в самом процессе увольнения: для разных позиций нормальны разные стили. Среди агрессивных менеджеров допустимо кричать и хлопать дверью, если вы очень не согласны с позицией непосредственного руководства и можете мотивированно ответить, в чем именно. Но для позиции бухгалтера такие эксцессы выглядят странно.