Искусство – это качество общения.

Согласно этому кратчайшему известному определению искусства, все, что вызывает восхищение или позитивный отклик у людей, является искусством. Прислушавшись к своим эмоциям, мы можем легко определить, является ли для нас данное послание искусством или нет. Это относится ко всем видам искусства, каждое из которых специализируется на посланиях определенного вида: живопись, скульптура, танец, кино, театр, литература и так далее.

Если мы смотрим на какое-нибудь здание и видим красоту и соразмерность его форм, пропорций и цвета, то для нас это, несомненно, произведение искусства. В Стамбуле я однажды заметил отдельно стоящее здание-небоскреб в форме обыкновенного параллелепипеда из стекла и бетона, но его особенностью было то, что окна были затонированы вертикальными полосами в разные оттенки от небесного ярко-голубого до светло-серого цвета. Цвет какой-то из полос всегда совпадает с сегодняшним цветом неба. В отдельные моменты этот небоскреб превращается в здание-призрак, возникающий прямо из воздуха. В тот момент, когда я увидел идеальное слияние цветов в пространстве, растворившее часть здания в небе, мне это показалось очень красивым. Я оценил идею-послание архитектора, как истинное произведение искусства.

Если рассматривать бизнес как способ общения между обществом и организацией, которое может вызвать восхищение или эмоциональный отклик, то можно бизнес также считать одним из видов искусств, наравне с балетом или поэзией.

Каким образом бизнес общается с людьми? О, его общение с внешним миром очень разнообразно! Общение – это послания, которые уходят к другим людям во внешний мир.

В первую очередь, это продукт или услуга, которые производит организация. Их внешний вид и содержание всегда имеет определенное качество. Это – основное послание от организации миру.

Реклама, общение при продажах, четкий и налаженный процесс производства, внимание к клиенту, сервис – все может вызвать восхищение своей красотой и совершенством.

Лучшие компании мира всегда работают в зоне красоты и искусства. Возможно, они поэтому и стали лучшими. Клиент намного чаще готов купить то, что сопровождалось для него положительной эмоцией и вызвало восхищение. Цена уже не имеет большого значения. Как только компания выходит на уровень искусства, она взлетает как ракета.

Масштаб неважен, даже самый маленький бизнес в каком-то аспекте может быть настоящим произведением искусства.

Присмотритесь к своей организации, есть ли в ней сейчас то, что находится на уровне эстетики?

Как можно еще улучшить продукт или услугу, чтобы они способны были вызвать восхищение?

Что еще в организации можно поднять на уровень искусства, чему можно придать такое качество, чтобы вызвать у потребителей прилив позитивных эмоций? Это может быть не только основной продукт, но и любая мелочь. Может быть, это внешний вид сотрудников или офиса, общение по телефону, упаковка или скорость предоставления услуги?

Отношение к своей организации, своей работе как к творчеству высокого полета, как к созиданию того, что может вызвать восхищение, с моей точки зрения, самое лучшее из всех возможных. Каждый сотрудник компании может внести свою лепту в создание высокого качества общения своей организации с внешним миром. И испытывать при этом ощущение сотворчества, возможно, одно из самых приятных доступных человеку ощущений.

Любой из нас в состоянии увидеть в бизнесе искусство. Если вам приятно взять в руку какую-вещь, она красива, функциональна, надежна, ей удобно пользоваться, то это означает, что компания – производитель этой вещи, создала произведение искусства и донесла свое красивое послание до вас. Можно приравнять сотрудников этой компании к музыкантам оркестра, которые сообща исполняют музыкальное произведение, только вместо прекрасных звуков и мелодий они посылают другим людям свое общение, продукты и услуги. Так они выражают свою любовь.

Владельцы такой компании – композиторы, директора - дирижеры, ведущие сотрудники – солисты, слаженный оркестр – сотрудники. Они заслуживают нашего восхищения и аплодисментов.

Валерий Митякин